8 800 100 19 68
бесплатная «горячая линия»
Специалистам
8 800 100 19 68

Что такое МНО

Информация в данном разделе предназначена для ознакомления и не заменяет консультацию специалиста. Перед применением лекарственных препаратов, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и медицинских изделий обратитесь к врачу.

Терапия антагонистами витамина К (АВК) (варфарином) широко применяется у пациентов во всем мире. АВК в настоящее время являются препаратами выбора с достаточным профилем безопасности у пациентов с фибрилляцией предсердий и ревматическим митральным пороком сердца или искусственным клапаном сердца. По сравнению с группой контроля или плацебо, терапия АВК (варфарином) снижает риск инсульта на 64%, а смертности на 26% 1,5.

image
Если Вы принимаете непрямые пероральные антикоагулянты, а именно варфарин, очень важно своевременно проводить точные исследования крови, чтобы убедиться, что подобранная доза является подходящей (не слишком высокой и не слишком низкой).

Коагулограмма — это целый ряд анализов, с помощью которых оценивают состояние свертывающей системы крови. Коагулограмма включает большое количество различных показателей, но одним из наиболее важных является определение протромбинового времени (ПТВ).

Анализ ПТВ проводится в диагностической лаборатории следующим образом: к образцу крови добавляется особый тканевой фактор (тромбопластин), и засекается время до образования сгустка.

iamge

Также одним из показателей коагулограммы является «протромбиновый индекс» (ПТИ), рассчитываемый как отношение ПТВ контрольного образца крови к ПТВ исследуемой крови пациента.

Разработано несколько методик определения этого показателя, кроме того, у разных производителей различается активность тромбопластина, добавляемого в образцы крови при определении ПТВ. Поэтому результаты измерения ПТИ и ПТВ могут значительно разниться в зависимости от типа реагента — тканевого фактора (тромбопластина), используемого в отдельных лабораториях.

image
Для стандартизации показателей ПТИ и был разработан и введен в клиническую практику термин МНО (международное нормализованное отношение).

МНО – это по сути то же определение ПТИ, но с использованием особого стандартизированного тканевого фактора, основанного на международном индексе чувствительности. Этот индекс рассчитывается на основании стандартов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и является специфичным для каждой партии реагента (тромбопластина). Поэтому в любой клинической лаборатории результаты МНО не будут так значимо отличаться, как результаты ПТВ и ПТИ 2.

Дозировка варфарина подбирается индивидуально лечащим врачом в зависимости от значений МНО.

У пациентов, получающих антикоагулянты прямого действия, целевой уровень МНО крови должен находиться в определенных пределах. При меньших значениях показателя МНО профилактика будет неэффективной, и есть риск образования тромбов, а при больших — риск развития серьезных кровотечений, и он будет превышать пользу от предупрежденных тромбозов. Для определения этой «золотой средины» сотни тысяч людей по всему миру принимали участие в клинических исследованиях.

Так как Ваша реакция на лечение зависит от ряда факторов, таких как питание и прием лекарственных препаратов 3, наличие сопутствующих заболеваний и так далее, то важно проводить регулярный контроль для проверки значения МНО.

Поэтому для эффективного лечения варфарином требуется постоянный контроль МНО и прием правильной дозы.

image

Правильная доза определяется путем измерения времени, необходимого для свертывания крови (МНО):

МНО=1 нормальный уровень, обнаруживаемый у людей, не принимающих варфарин;

МНО=2 время свертывания крови в два раза превышает норму по отношению к показателям пациента, не принимающего АВК; 

МНО=3 время свертывания крови в три раза превышает норму по отношению к показателям пациента, не принимающего АВК.

Оптимальное (целевое) значение МНО определяется Вашим лечащим врачом в зависимости от медицинских показаний.

Целевые значения МНО при фибрилляции предсердий (мерцательной аритмии)

При назначении варфарина в рамках профилактики тромбоэмболических событий у пациентов с фибрилляцией предсердий (мерцательной аритмией) рекомендуется придерживаться уровня целевого МНО от 2,0 до 3,0. 4-6

Риск образования тромбов, инсульта, ВТЭ

2.0

3.0

Риск кровотечения, например, кровоизлияния в мозг

Недостаточная доза варфарина

Значение МНО

в пределах диапазона

Слишком высокая доза варфарина

Недостаточная доза варфарина (т.е. слишком низкое МНО) связана с риском образования кровяных сгустков

Оптимальное значение МНО зависит от медицинских показаний, например, при мерцательной аритмии оно составляет 2 или 3

Слишком большая доза варфарина (т.е. слишком высокое МНО) может привести к кровотечениям

Недостаточная дозаварфарина (т.е. слишком низкое МНО) связана с риском образования кровяных сгустков

Оптимальное значение МНО зависит от показания, при котором Вам был назначен варфарин, например, при мерцательной аритмии оно составляет 2 или 3

Слишком большая доза варфарина (т.е. слишком высокое МНО) может привести к кровотечениям

Недостаточная доза варфарина

Значение МНО

в пределах диапазона

Слишком высокая доза варфарина

Риск образования тромбов, инсульта, ВТЭ

2.0

3.0

Риск кровотечения, например, кровоизлияния в мозг

Рисунок 1. Оптимальное значение МНО
* Данная информация будет дополняться в соответствии с пересмотром клинических рекомендаций. Пожалуйста, следите за обновлениями на портале.

Целевые значения МНО при механических клапанах сердца

При определении целевого показателя МНО должны учитываться факторы риска и тромбогенность (способность вызывать свертывание крови и образование тромбов) Вашего протеза (табл. 1) 7,8. Рекомендуется ориентироваться не только на целевой диапазон МНО, а также на целевое значение МНО, которое вы можете обсудить со своим лечащим врачом. Высокая вариабельность МНО является значимым независимым предиктором снижения выживаемости после протезирования клапана.

Самоконтроль (домашний мониторинг) МНО способствует снижению частоты осложнений, связанных с применением АВК, во всех возрастных группах 7,9. Безопасность терапии пациентов после имплантации механических протезов клапанов была частично обусловлена использованием домашнего мониторинга (самоконтроля) МНО и высокой степенью приверженности пациентов 7,10. Обучение пациента играет важную роль в достижении стабильной антикоагуляции в терапевтическом диапазоне 7.

Целевые значения МНО при механических клапанах сердца 7
Тромбогенность протеза
Факторы риска, связанные с пациентом
Ни одного
≥ 1 фактора риска
Низкая
2,5
3,0
Средняя
3,0
3,5
Высокая
3,5
4,0
*К факторам риска, связанным с пациентом, относятся: протезирование митрального клапана или трикуспидального клапана, анамнез тромбоэмболий, фибрилляция предсердий, митральный стеноз любой степени тяжести, фракция выброса левого желудочка <35%. Наличие факторов риска определяет лечащий врач.
**Тромбогенность протеза определяется лечащим врачом в зависимости от производителя, модели и типа протеза.

Итак, применение варфарина ограничено узким терапевтическим диапазоном, требующим частого контроля МНО (целевой диапазон МНО определяется лечащим врачом в зависимости от Ваших показаний) и коррекции дозы лечащим врачом 5,11. Иными словами, контроль МНО является основным способом контроля приема варфарина.

Помимо того, что показатель МНО при применении варфарина должен находиться в диапазоне целевых значений, существует еще один не менее важный показатель эффективности контроля МНО – время нахождения в терапевтическом диапазоне (ВТД – время в терапевтическом диапазоне, англ. TTR – time in therapeutic range). Опираясь на клинические рекомендации и результаты многоцентровых исследований можно сказать о необходимости нахождения МНО в ВТД 65% и более 16, но наименьшая частота осложнений и смертность ожидаются, когда время нахождения МНО в целевом диапазоне превышает 75% (см. таблицу ниже) 5,6,12-14.

Частота неблагоприятных исходов при использовании варфарина у больных с неклапанной фибрилляцией предсердий в зависимости от времени нахождения МНО в границах целевого диапазона: ретроспективный анализ исследований SPRTIF III и IV (число событий на 100 человеко-лет) 4
Доля времени с МНО 2-3
<60%
60-75%
>75%
Инсульт или артериальная тромбоэмболия не в сосуды центральной нервной системы
2,12
1,42
0,96
Инфаркт миокарда
1,29
0,97
0,70
Крупные кровотечения
3,67
1,61
1,47
Геморрагический инсульт
0,20
0,28
0,06
Смертность
4,30
1,67
1,72
Таким образом, если Вы остаетесь в пределах терапевтического диапазона значений МНО, а также показатель ВТД составляет >75%, то риск осложнений минимален 15.

Способы контроля МНО:

address Адреса кабинетов МНО
address Контроль в домашних условиях
Приложение
Контроль МНО
Бесплатно
App Store Google Play
1. Hart RG, Pearce LA, Aguilar MI. Meta-analysis: antithrombotic therapy to prevent stroke in patients who have nonvalvular atrialfibrillation. Ann Intern Med 2007;146:857-867.
2. С. В. Синьков, И. Б. Заболотских, «Диагностика и коррекция расстройств системы гемостаза», 2017, 52-53
3. Hirsch J et al (2001) Chest 119:8S-21S
4. Levi M et al (2009) Semin Th romb Hemost 35:527-542
5. Рекомендации ESC 2020 по диагностике и лечению пациентов с фибрилляцией предсердий, разработанные совместно с Европейской ассоциацией кардиоторакальной хирургии (EACTS); Российский кардиологический журнал 2021; 26 (9):4701. DOI: 10.15829/1560-407 1-2021-4701
6. Wan Y, Heneghan C, Perera R, Roberts N, Hollowell J, Glasziou P, Bankhead C, Xu Y. Anticoagulation control and prediction of adverse events in patients with atrial fibrillation: a systematic review. Circulation: Cardiovascular Quality and Outcomes. Nov 2008;1(2):84-91. DOI: 10.1161/CIRCOUTCOMES.108.796185
7. Рекомендации ESC/EACTS 2021 по ведению пациентов с клапанной болезнью сердца; Российский кардиологический журнал 2022; 27 (7):5160. DOIi: 10.15829/1560-407 1-2022-5160
8. Butchart EG, Gohlke-Barwolf C, Antunes MJ, Tornos P, De Caterina R, Cormier B, Prendergast B, Iung B, Bjornstad H, Leport C, Hall RJ, Vahanian A, Working Groups on Valvular Heart Disease; Thrombosis and Cardiac Rehabilitation and Exercise Physiology, European Society of Cardiology. Recommendations for the management of patients after heart valve surgery. Eur Heart J 2005;26:2463-2471.
9. Heneghan C, Ward A, Perera R et al. Self-monitoring of oral anticoagulation: systematic review and meta-analysis of individual patient data. Lancet 2012;379:322-334.
10. Puskas J, Gerdisch M, Nichols D et al, PROACT Investigators. Reduced anticoagulation after mechanical aortic valve replacement: interim results from the prospective randomized on-X valve anticoagulation clinical trial randomized Food and Drug Administration investigational device exemption trial. J Thorac Cardiovasc Surg 2014;147:1202-1210; discussion 1210-1201.
11. De Caterina R, Husted S, Wallentin L, et al. Vitamin K antagonists in heart disease: current status and perspectives (Section III). Position paper of the ESC working group on thrombosis - Task Force on anticoagulants in heart disease. Thromb Haemost 2013;110:1087-1107.
12. Björck F, Sandén P, Renlund H, Svensson PJ, Själander A. Warfarin treatment quality is consistently high in both anticoagulation clinics and primary care setting in Sweden. Thromb Res [Internet]. Elsevier Ltd; 2015; Available from: http://dx.doi.org/10.1016/j.thromres.2015.04.016
13. Gallego P, Roldan V, Marin F, Romera M, Valdes M, Vicente V, Lip GY. Cessation of oral anticoagulation in relation to mortality and the risk of thrombotic events in patients with atrial fibrillation. Thromb Haemost, 2013, 110: 1189-1198.
14. Sjogren V, Grzymala-Lubanski B, Renlund H, Friberg L, Lip GY, Svensson PJ, Sjalander A. Safety and efficacy of well managed warfarin. A report from the Swedish quality register Auricula. Thromb Haemost, 2015, 113: 1370-1377.
15. И.С. Явелов. Поддержание целевых значений международного нормализованного отношения при применении антагонистов витамина К: клиническое значение и практические подходы; Кардиология 2015; С. 19-22.
16. Аракелян М.Г., Бокерия Л.А., Васильева Е.Ю., Голицын С.П., Голухова Е.З., Горев М.В., Давтян К.В., Драпкина О.М., Кропачева Е.С., Кучинская Е.А., Лайович Л.Ю., Миронов Н.Ю., Мишина И.Е., Панченко Е.П., Ревишвили А.Ш., Рзаев Ф.Г., Татарский Б.А., Уцумуева М.Д., Шахматова О.О., Шлевков Н.Б., Шпектор А.В., Андреев Д.А., Артюхина Е.А., Барбараш О.Л., Галявич А.С., Дупляков Д.В., Зенин С.А., Лебедев Д.С., Михайлов Е.Н., Новикова Н.А., Попов С.В., Филатов А.Г., Шляхто Е.В., Шубик Ю.В. Фибрилляция и трепетание предсердий. Клинические рекомендации 2020. Российский кардиологический журнал. 2021;26(7):4594. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2021-4594.